8(812)6490815
8(495)6681436

пн. - пт. с 10.00 до 22.00
 
Что такое картплоттер
 
артплоттер или видеопрокладчик (или навигационно-картографическая система) - это прибор, содержащий приемник GPS, вычислительный блок со специальным программным обеспечением, дисплей, клавиатуру управления и хранилище картографической информации (обычно это картридж памяти). Картплоттер позволяет не только определять координаты судна, но и наглядно видеть положение судна на карте, вести прокладку, получать информацию о навигационных опасностях и т.п. По сути, картплоттер позволяет свести к минимуму пользование обычными бумажными картами, из-за большого формата и подверженности намоканию не всегда удобными для применения на катере или яхте.
Отличается от GPS-приемника с картографическими возможностями.
Четкого разделения между этими приборами нет. GPS-приемник с картографическими возможностями действительно можно называть картплоттером, но обычно под этим термином все же подразумевают приборы, способные работать с полноценными электронными картами, практически полностью повторяющими официальные морские картографические издания (таким, например, как карты формата NT+ производства "C-MAP").

Картплоттер может работать с авторулевым, и со многими другими приборами (эхолотами, анемометрами, аппаратурой АИС), поддерживающими обмен данными в формате NMEA.

Плавания по маршрутам

Под "плаванием по маршруту" будем понимать последовательное движение от точки к точке заранее спланированного и хранящегося в памяти маршрута с использованием технических и программных возможностей приборов, позволяющих контролировать отклонения судна от заданного направления.

В современных картплоттерах при плавании по маршруту контроль отклонения осуществляется двумя способами - либо по положению отметки судна на проложенной трассе движения, либо с помощью специальных графических индикаторов, используемых обычно в приемниках GPS -"хайвей" ("дорога"), "компас", "маршрут". Некоторые модели картплоттеров могут объединять на одном экране оба режима, что делает более удобным судовождение в сложной навигационной обстановке.

Если маршрут создан заблаговременно и хранится в памяти прибора, то через меню входят в библиотеку маршрутов, находят нужный и активируют его одним из имеющихся способов, после чего на экране отобразится участок карты с проложенным маршрутом и картплоттер перейдет в режим навигации. При этом, в окне данных появятся значения направления на первую путевую точку маршрута, дальность до нее, время в пути и время прибытия, а графические дисплеи будут показывать отклонения от истинного курса. По прибытии в первую точку прибор автоматически перейдет в режим движения к следующей точке и т.д., вплоть до прибытия к конечному пункту плавания. Приближение к точке на определенное расстояние может по желанию сопровождаться звуковым сигналом одновременно с появлением сообщения в информационном окне на экране.

База информационных данных

Каждый картплоттер содержит набор информационных данных, объем и содержание которого может быть различным в разных моделях. Часть информационной базы вводится при производстве приборов, а основная часть поступает вместе с электронной картой района.

Основную часть базы данных составляет навигационная информация, обязательно присутствующая в каждом картплоттере. Сюда входят сведения о глубинах, навигационных опасностях, навигационной обстановке, названия островов, заливов, портов и т.п. Такие данные обычно выводятся автоматически в информационное окно при наведение курсора на данный объект или, в некоторых моделях, при попадании отметки судна в установленную область около объекта.

Второй блок данных может содержать список портов и укрытий для данной карты с расстояниями до судна и направлениями на них, их характеристики (наличие телефона и телеграфа, больницы, нефтебазы, особенности акватории). Нередко список портов выстраивается по возрастанию расстояний до судна, что позволяет в случае необходимости быстро выбрать ближайшее укрытие.

Пользовательские функции

МОВ ("Человек за бортом"). Это одна из важнейших функций, позволяющая одним нажатием клавиши запомнить место упавшего за борт человека и перевести картплоттер в режим навигации на точку падения.

НОМЕ. При прокладке маршрута или при просмотре карты с помощью курсора можно "потерять" отметку судна. Нажатием клавиши "НОМЕ" на экран быстро выводится участок карты, в центре которого находится судно и курсор.

Запись трасс. При движении судна любой картплоттер обязательно записывает и сохраняет пройденную трассу. Наиболее сложные дорогие и приборы могут хранить несколько трасс вместе с их характерными особенностями и, при необходимости, воспроизводить их, корректировать и использовать для судовождения.

Навигационные алармы. Эта функция позволяет вырабатывать сигналы тревоги (предупреждений) в случаях вхождения в установленную зону, при подходе к путевой точке маршрута, к навигационной опасности, при прохождении над местом, где глубина менее заданной, при дрейфе судна на якоре.

Каталоги карт. Некоторые дорогие эхолоты нередко содержат в себе каталоги карт, позволяющие в плавании легко найти нужный картридж или заказать его. Каталоги карт могут быть как для района, так и всемирный.

"Эхолот". Эта функция, имеющаяся в некоторых картплоттерах, позволяет считывать с карты текущие значения глубины и отбражать их одновременно с картой на экране в цифровой либо в графической форме.

 

© 2009 | E-Move.ru | Электронное движение | Интернет магазин портативной электроники и цифровой техники в Санкт-Петербурге: навигаторы, GPS карты, эхолоты, рации, спутниковые телефоны, видеорегистраторы, электронные книги | Доставка по всей территории России | Телефон в СПб: +7.812.6490815 | E-Move ~ Жизнь в движении!